Предыдущая страница НазадВойти Авторизация

Одноместный и одноколесный кузов снегохода из мотоблока

Приступаю к самому интересному, а именно к проектированию и изготовлению кузова снегохода, так как передние колеса давно уже сделаны и установлены на мотоблок, и единственное заднее колесо тоже готово. Приблизительное представление об общей компоновке кузова у меня уже было с самого начала и, сказать по правде, под него все и делалось: передние колеса и удлинители осей мотоблока, большое заднее колесо и его вилка. Я абсолютно ничего не искал в интернете или других источниках: есть ли вообще хоть что-то подобное и уже реализованное кем-то? Все узлы и отдельные элементы конструкции полностью оригинальные и придуманы лично мной. Возможно кто-то уже и делал нечто похожее, но сам я об этом и сейчас не знаю.

Хочу здесь немного рассказать почему я выбрал схему именно с одним задним колесом, а не классическую двухколесную:

  • проще и быстрее в изготовлении, ниже стоимость материалов;
  • меньше деталей и, следовательно, выше надежность;
  • меньше вес прицепа, что очень важно при небольшой мощности двигателя.

Думается, что по первому пункту сомнений ни у кого не возникнет, а вот по второму мне уже пытались возразить говоря, что с двумя колесами намного надежней. На это я хочу ответить уже своими доводами: если из строя выйдет одно колесо из двух, то на оставшемся вы все-равно далеко не уедете, а вот у меня для этого случая будет легкая аварийная лыжа, которая в обычном положении является брызговиком и должна легко сниматься, подкладываясь под заднее колесо.

Но вот сам я переживал за последний пункт и боялся, что мощности двигателя Subary EX17 в 6 л.с. моего мотоблока будет немного не хватать даже для такой схемы и жалел, что мы когда-то и уже довольно давно купили мотоблок именно с таким двигателем, а не с другим, например, Subaru EX21, мощность которого 7,5. Зато у моего очень маленький расход - примерно 2 литра бензина АИ-92 на 50 км, что уже было проверено при поездке за грибами, когда он тянул довольно увесистую тележку и двух человек. Но мои переживания оказались напрасны после того, как я испытал переднюю часть снегохода на «тяговооруженность», пытаясь удержать ее на месте на первой передаче редуктора и на холостом ходу двигателя. Сразу скажу, что сделать это было совсем непросто даже вдвоем и нам помогло лишь то, что колеса мотоблока немного пробуксовывали. А как только перед немного подгрузится частью веса кузова, то пробуксовка колес должна совсем исчезнуть.

Можно приступать к работе, задав максимальный вес пустого прицепа в 50 кг. Желательно бы уложиться вообще в 40 кг, так как 10 из них я хочу оставить на последующие дополнения, такие как емкости-поплавки по бокам заднего колеса, аварийную лыжу-брызговик и задний фароискатель. Теперь осталось определиться с линейными размерами или, в моем случае, габаритами.

Общая компоновка кузова:

Вероятно это был самый нелепый момент, а может быть мне просто так показалось. Хотя выглядело это довольно странно со стороны, но обойтись без этого этапа мне было нельзя. Предстояло определить посадку водителя и габаритные размеры основных элементов конструкции. Сделать это просто на бумаге у меня не получилось и пришлось в натуре сопоставить все части снегохода, которые уже были в наличии. Вот тут проявился один небольшой минус одноколесной схемы - относительная вытянутость, так как заднее колесо полностью находится позади водителя, а не по бокам от него. Хотя я бы так не сказал, что весь снегоход получается слишком длинным: его длина будет в пределах 3,5-3,6 м по краям заднего и передних колес или 2,4-2,5 м по осям. Правильней будет сказать так: снегоход немного узкий. Но и тут мне нельзя было добавить колею, так как это бы сильно увеличило нагрузку на полуоси колес и подшипники редуктора, кроме того редуктор моего мотоблока не имеет дифференциала, что затруднило бы его поворот. Хотя колею все-таки можно было немного прибавить на 5-7 см, добавив на каждую полуось по несколько сантиметров, но это я понял лишь после первых испытаний передней части, которая поворачивалась вполне легко и нагрузка на полуоси никак не давала о себе знать. А теперь уж что есть, то есть:

Определение посадки водителя и габаритных размеров основных элементов конструкции Стул с сидушкой на поленьях имитирует место водителя, стул с трубой - торпеду рамы с подножкой

Что касается ширины и длины вилки заднего колеса, то тут все было сразу ясно исходя из габаритов самого колеса, конструкции вилки и ширины стального профиля материала. С шириной спинки тоже ничего сложного - она равна ширине вилки, осталось выяснить ее наклон, который я определил в 33% от вертикали. А вот с основной рамой пришлось немного повозиться, так как на определение ее размеров и формы влияло сразу несколько параметров: высота узла крепления рамы к мотоблоку, высота пролета от земли, высота посадки водителя, высота подножки, расстояние от спинки до фаркопа, расстояние от ручек мотоблока до груди водителя, минимальное расстояние от переднего колеса до рамы при максимальном угле поворота и многое другое.

Несущая рама:

В качестве материала рамы я сразу выбрал стальной прямоугольный профиль сечением 50*25*1,5 мм. Так как рама должна будет испытывать сильные нагрузки на изгиб и кручение, то решено было делать ее пространственной - в виде торпеды прямоугольного профиля сечения с внутренними отсеками для инструмента, снастей и аккумуляторной батареи. Рама должна удобно размещаться между ногами, спереди к ней будет крепиться поворотный узел стыковки с мотоблоком, а сзади - спинка с вилкой заднего колеса.

Сначала я хотел сделать несущую раму в виде простого, одинакового по всей длине параллелепипеда. Но потом решил усложнить себе задачу и сделал ее с переломом, чтобы можно было удобно перекидывать ногу при посадке. Из одного хлыста профиля длиной 6 метров были размечены и нарезаны заготовки, из которых потом за два дня я сварил две такие одинаковые половинки рамы:

Половинка сварной рамы снегохода: вид сбоку Половинка сварной рамы снегохода: вид сверху

Это была самая трудоемкая часть процесса изготовления рамы: приходилось очень много и очень точно размечать, отрезать под разными углами, сваривать это максимально равномерно для исключения перекосов, а потом еще и зачищать. Но получилось все очень хорошо и результатом я остался доволен. Теперь две половинки мне предстояло соединить между собой. Начать я решил с того места, где будет расположен узел крепления к мотоблоку. Для этого из обрезков квадратного профиля 50*50*2 мм я изготовил вот такую деталь: и усилил ее уголками:

Передняя поперечная деталь сварной рамы: вид спереди Передняя поперечная деталь сварной рамы: вид сзади Усиление поперечного элемента стальными уголками Почти готовый передний соединительный узел рамы снегохода

Длина этой детали является шириной всей рамы снегохода. Ее размер 25 см я выбрал экспериментально так, чтобы на ней было удобно сидеть и она не была слишком широкой, но в тоже время хотелось сохранить внутренний объем кузова и сделать его максимально вместительным.

Соединение частей рамы снегохода в единое целое Уже просматриваются места отсеков для инструмента, снастей и провизии :)

Потом по длине всей рамы снизу я врезал вставки из обрезков 50-го профиля, кое-где предварительно уже определил отсеки. Все это можно будет увидеть на фото в других частях, а пока лишь добавлю, что вес конструкции в металле на данном этапе составил всего 12 кг.

Узел крепления кузова к мотоблоку:

Сразу было понятно, что именно вот к этому узлу надо будет подойти очень серьезно. Что именно мне от него требуется? Узел должен быть поворотным, относительно простым, но в то же самое время очень надежным. Сначала была идея как-то использовать две крестовины от УАЗа, поставив их друг над другом по вертикальной линии, что бы обеспечило возможность поворота в горизонтальной плоскости и исключило бы возможность излома общей рамы в вертикальной. Даже сейчас эта идея мне кажется очень интересной, но в гаражном хламе я нашел только один крестовинный узел. И тут на глаза мне попались они:

Шатуны с пальцами от двигателя УАЗ в качестве поворотного узла крепления
Раздел ожидает обновления.

Спинка и узел крепления задней вилки:

Раздел ожидает обновления.

Вилка заднего колеса с амортизаторами:

Раздел ожидает обновления.

Заделка втулок под затяжку болтов с усилием:

Этот раздел про болтовые соединения я вывел почти в самый конец, но именно он отведен тем втулкам, которые я устанавливал во всех элементах кузова везде, где болты должны затягиваться с усилием и даже намертво. Понятно, что просто так затянуть болт, продев его даже через две стенки профиля, не получится - металл будет деформироваться и крепление прослабляться. Повторная затяжка болтовых соединений также не приведет к положительному результату, а только еще сильнее усугубит ситуацию. Поэтому без втулок здесь мне никак не получилось обойтись.

В моей конструкции я с самого начала решил использовать болты только с диаметром резьбы 8 и 10 мм, чтобы не увеличивать их номенклатуру. Следовательно, для изготовления втулок было бы логичным использовать два типоразмера трубок, но у себя в металлоломе я смог найти стальную трубку только с избыточным внутренним диаметром 13 мм, толщиной стенки около 1,5 и внешним диаметром 16 мм. Для такого диаметра отверстий сверла у меня тоже не нашлось, да и патрон моей дрели зажимает сверло максимальным диаметром не более 13 мм. Такое сверло я и использовал, а то, что не было сделано сверлом, я доделывал при помощи развертки и какой-то победитовой насадки.

Как называется та насадка на дрель, которая на фото лежит самая правая?
Раздел ожидает обновления.

Смотрите другие части:

Самодельный снегоходСамодельный снегоход для зимней рыбалки из мотоблока

История о том, как я делал самодельную мотособаку для зимней рыбалки из мотоблока. Все этапы изготовления: колесные диски, бандаж, установка мотоблока на колеса низкого давления, прицепная тележка, испытания, первый тестовый выезд на лед и первая зимняя рыбалка на новом снегоходе.

Заднее колесоЗаднее несущее колесо снегохода под большую нагрузку

Изготовление заднего несущего колеса снегохода для зимней рыбалки из камеры от самолета ИЛ-76 под весовую нагрузку до 200 кг: диск с валом на подшипниках, бандаж камеры колеса и тормозной барабан.