Главная страница На главнуюВойти Авторизация

Тест-драйв самодельного снегохода

Этот раздел полностью отдан под видео и фото тестовых испытаний моего самодельного снегохода как в собранном виде, так и различных его узлов по-отдельности для подтверждения всех характеристик, которые я пытался в него заложить и реализовать, или же наоборот - для выявления различных ошибок и недоработок.

Быстрый переход по пунктам:

Запуск мотоблока на морозе ручным стартером:

Естественно, что я уже пробовал заводить мотоблок на морозе еще тогда, когда он не стоял на колесах. Пробовал его заводить даже в довольно сильный мороз около 17 градусов. Но сейчас мне просто захотелось узнать - удобно ли его заводить, когда мотоблок стоит значительно выше и ручку стартера придется дергать немного вверх к плечу. Во время теста температура была около минус 12 градусов (термометр вон висит у окна), двигатель мотоблока полностью холодный.

Из видео понятно, что никаких трудностей в процессе старта у меня не возникло, все манипуляции были ровно такими же, как если бы я это делал летом. Вообще с самого начала я немного опасался, что при очень сильном морозе мне не получится его завести, но, как оказалось, мотоблок до минус 20 градусов заводится вполне легко - масло не стынет, или я этого просто не заметил этого на провороте коленвала. Так как в лютую стужу ездить на нем не собираюсь, то и проблем со стартом двигателя не должно возникнуть. В любом случае я всегда с собой беру баллончик газа, но можно продумать и запасной вариант с какой-нибудь присадкой.

По результатам теста было решено повернуть корпус стартера так, чтобы ручка смотрела назад и заводить можно было со стороны руля, а не со стороны колеса, и повернуть патрубок выхлопной трубы на глушителе так, чтобы он смотрел вверх под углом 45 градусов, а выхлопные газы не попадали на камеры колеса.

Пробная прокатка снегохода на передней и задней передаче:

Ну как же без тестовых покатушек? Почти три месяца я ждал этого момента, и вот он настал. То, что снято на видео - это один из самых первых моментов, когда я сдвинул с места свой бетмен-мобиль: еще не отрегулированы ремни передней и задней передачи, еще нет сидушки и спинки, нет подножек и много чего еще нет. Но! Как же оказалось удобно сидеть даже на этой голой раме! Ощущение такое, как будто ты сидишь за рулем Харлей-Дэвидсона.

Уже в процессе первых покатушек выяснилось, что довольно удобно притормаживать снегоход противоположными скоростями редуктора мотоблока чтобы куда-нибудь ненароком не въехать, например, в ворота: задней - когда катишься вперед, и передней - когда катишься назад. Естественно, что это не полноценный тормоз, который я всё-равно буду делать на заднее колесо из тормозного барабана от мотоцикла.

Тестовый заезд снегохода на первой передней передаче:

Пришло время испробовать самоделку в условиях максимально приближенных к реальным и попытаться определить так называемую крейсерскую скорость на первой и второй передаче. Как я и ожидал, проблем со стартом на первой скорости с места не обнаружилось вовсе и, если сразу прибавить газу побольше, то можно тронуться даже с пробуксовкой. Но грунтозацепы в виде торчащих из бандажа колеса хвостов от болтов не дают ему пробуксовывать долго и снегоход набирает скорость достаточно быстро.

Так как спидометр у меня не установлен, то сначала скорость на первой передаче я определил приблизительно в 15 км/час. Но потом сделал это более точно: выбрал прямой участок дороги и разогнался до равномерного движения на таких оборотах двигателя, чтобы он не ревел (примерно 2/3 от максимальных), затем посчитал сколько оборотов в минуту делает переднее колесо. Так как я знаю диаметр и длину окружности колеса, то просто все пересчитал математически, вышло 17 км/час. Значит на полных оборотах двигателя скорость будет за 20. Кстати, на первой скорости и на относительно укатанной дороге двигатель вообще не чувствует нагрузки и, благодаря ременной передаче, можно трогаться без рывков даже с холостых оборотов двигателя.

Тестовый заезд снегохода на второй передней передаче:

Есть у редуктора на моем мотоблоке один неприятный момент - нельзя переключать скорости на ходу и с самого старта надо выбирать или первую, или же вторую скорость. Поэтому были опасения, что тронуться с места сразу на второй передней передаче будет трудно. Но опасения эти не подтвердились - снегоход трогается довольно легко, существенной разницы я не заметил. А вот определить скорость подсчетом количества оборотов колеса за минуту уже не получилось, так как колеса крутились довольно быстро и я не успевал следить за нахлестом бандажа. Теоретически она должна быть примерно в два раза больше чем на первой скорости - т.е. около 35 км/час, что потом и подтвердилось.

В этом мне помог сосед Эдуард Петрович, который ехал рядом на своей машине и определял скорость по автомобильному спидометру. А вообще, конечно, меня больше интересует не максимальная, а средняя скорость и расход топлива при движении по определенному участку с различным рельефом, поворотами, разной плотностью дорожного покрытия и т.д. Потом я постараюсь провести такой тест на отдельном участке, дистанцию которого я знаю. Сразу можно будет замерить за какое время, сколько километров и с какой средней скоростью я смогу проехать, например, на 1,5 литра бензина (половина бака).

В ожидании серьезных испытаний снегохода по глубокому снегу:

Сегодня уже 12 декабря 2019, а хорошего глубокого снега у нас так и нет, а точнее - снега нет вообще. Так что пока делается понемногу то, что делать всё-равно придётся: установил задние габариты с защитой на рогульки, сварил и установил кронштейн для крепления передних габаритов и фары. Сначала хотел фару поставить в самый перед мотоблока, но решил закрепить ее на балку крепления руля. Снегоход начинает приобретать законченный вид и выглядит уже симпатично. Решил заснять небольшое промежуточное видео, где покажу как работают задние амортизаторы и для чего они нужны, а также попробую показать, что вся конструкция получается достаточно устойчивой к опрокидыванию даже при такой узкой колее, хотя уже решил переделывать колеса на больший диаметр и немного расширить колею.

Причина переделки передних колес - отсутствие запасных камер необходимого диаметра и достаточный запас больших камер как на заднем колесе. Правильнее будет сказать, что я буду не переделывать передние колеса, а делать их полностью заново. Эти же будут дожидаться нового комплекта. Так как хочу немного увеличить колею на 20-30 см, то существенно возрастет нагрузка на валы редуктора, поэтому буду валы разгружать. А пока жду хорошего снега, чтобы провести испытание для определения средней скорости по пересеченной местности и расхода топлива, а также преодоления достаточно серьезного спуска/подъема.

Новые самодельные колеса мотоблока и разгрузка валов редуктора:

Заканчивается январь 2020 года, а серьезных испытаний самодельного снегохода-караката по хорошему снегу мной проведены так и не были. Да и не будет уже этих испытаний никогда. Вру, конечно. Не будет именно тех испытаний, которые я планировал провести для изначальной конструкции снегохода, где передние колеса установлены непосредственно на мотоблок. Причина - камеры передних колес пришли в негодность, а запасных камер такого размера (БТР, ГАЗ-66) у меня больше нет, по крайней мере пока. Зато есть в запасе очень качественные камеры от самолета ИЛ-76, которые я уже использовал для конструкции заднего одиночного колеса. Поэтому пришлось заново изготовить два новых передних колеса, которые у меня получились просто замечательно, хотя на одном диске от мотоцикла УРАЛ еще необходимо заменить с десяток спиц. Но это все ерунда, а самое интересное то, что я уже почти смастерил другой элемент моей самоделки - разгрузку валов редуктора мотоблока, в которой теперь есть промежуточный вал с понижением передачи и полуоси с дифференциалом. Это позволит мне увеличить колею снегохода по краям колес до 1,8 метра, снять лишнюю нагрузку с валов редуктора, сместить линию осей передних колес ближе к оси перелома рамы и уменьшить необходимое усилие на руль для совершения поворотов. А что из всего этого уже получается, вы можете посмотреть на видео ниже и, естественно, оценить промежуточный результат проделанной мной работы:

В процессе работ, к моему сожалению, я получил травму правого глаза и это опять отложило сроки испытания самоделки как минимум на неделю. Вывод: всегда используйте средства индивидуальной защиты при работе с любым электро- и другим инструментом, особенно с отрезной шлифовальной машинкой и сварочным аппаратом. Кроме того, очень много времени было потрачено на подбор, поиск и покупку необходимых мне звездочек для разгрузки валов из-за скудного наличия этих звездочек в наших магазинах. Ну да ладно, теперь осталось сделать совсем немного: приварить уже изготовленную площадку под мотоблок, установить вторую цепь и сделать ее натяжитель. А далее - испытания! Но будут еще два дополнительных одинаковых элемента, которые я изготовлю после проведения испытаний, а именно - фиксаторы полуосей, которые я хочу совместить с тормозами.

Окончательная конструкция самодельного снегохода:

Сегодня 14 февраля 2020 года, то есть уже почти десять дней, как я эксплуатирую свой самодельный снегоход в его окончательной версии и в тестовом режиме для выявления скрытых недостатков или возможных неисправностей, которые могут возникнуть в полевых условиях. Сразу же для себя решил не выезжать на нем на первую рыбалку до тех пор, пока не искатаю литров 10 бензина. Да и хорошие морозы постояли совсем недолго, а за островом у нас и в суровые зимы бывают полыньи на месте старого русла Княгиньки, которая после затопления стала частью Волги. На данный момент я почти израсходовал около двух топливных баков, что составляет примерно 6-7 литров бензина, и проехал на нем уже более 100 километров! Очень сильно удивил и порадовал расход топлива двигателем мотоблока, который в версии снегохода составляет не менее 20 километров на 1 литр АИ-92, и это с учетом прогрева двигателя перед заездом и смешанного режима движения: разгон/торможение, укатанная дорога/снежный покров умеренной глубины. Думаю, что при продолжительном и прямолинейном движении по хорошему основанию на одном литре бензина я смогу проехать на нем не менее 25 км, то есть с запасом добраться до места рыбалки.

Но звездочку на вал мотоблока мне все-равно придется заменить на большую диаметром - такую, какую я рассчитывал изначально. А сейчас пока стоит та, которую мне удалось купить - 28 зубьев, а я планировал от 32 до 36. Скорость движения на второй передаче и на средних оборотах двигателя составляет приблизительно 17-20 км/ч - это не так уж мало, но и совсем не много, а хотелось бы увеличить ее до 20-25 и 30 км/ч на повышенных оборотах, так как еще не совсем достаточно наката на первой передаче. Мощности двигателя для этого мне должно хватить. Правда первую скорость сейчас я почти не использую, т.к. снегоход легко везет двоих человек даже на второй, а один я на нем уже искатал все близлежащие сугробы и подъемы. Из плюсов хочу отметить то, что теперь все колеса имеют один размер и одинаковые камеры большого диаметра. Это дает значительное пятно контакта с поверхностью, поэтому колеса почти не проваливаются в снег там, где ногами я проваливаюсь до колена. Думаю, что проблемы могут возникнуть только по очень глубокому, свежему и рыхлому снегу, но к тому времени я уже заменю звездочку и буду для этих случаев использовать первую передачу.

Благодаря наличию дифференциала снегоход очень легко управляется одной рукой, правда доставляет неудобство ручное управление приводными ремнями, которое я переделаю на педали. Снегоход очень легко толкается с места и катится с выключенным двигателем - это без особых трудностей я могу проделывать одним пальцем руки, накат на скорости также очень приличный и руль при движении никуда не уводит. На данный момент я очень доволен результатом своей работы и пока не обнаружил почти ни одной неисправности или недостатка. Хотя пришлось немного усилить узел поворота, что я и так давно уже планировал. Сам уже забыл, что у меня еще не сделан передний узел крепления мотоблока и отсутствует натяжитель цепи. На днях займусь решением этих вопросов, а также постараюсь доделать проводку и освещение, и, если до конца февраля оборудую отсеки для снастей с инструментом, то еще успею скататься пару раз порыбачить.

К 26 февраля я уже успел накатать на своем снегоходе около 250 километров и израсходовал на это 12 литров бензина. За все это время я не обнаружил никаких серьезных неисправностей и уже успел привыкнуть к своей самоделке - позволяю себе некоторые вольности в отношении прочности конструкции: старт с пробуксовкой, передвижение по сильно пересеченной местности с большими продольными и боковыми уклонами, а иногда даже с отрывом одного колеса от поверхности. К этому моменту у меня уже установлен передний узел крепления мотоблока вместе с натяжителем цепи и все колеса уже переобуты в шубы, что позволяет мне уверенно ездить по достаточно сомнительной местности. Есть только некоторые замечания в отношении заводских ремней передней и задней передачи редуктора мотоблока и свечи зажигания двигателя - это видно, слышно и понятно по первому видео ниже, где тестовое испытание для съемки у меня получилось не совсем удачно. Решил это видео от вас не скрывать, а честно показать. Но ко второму видео я все уже поправлю.

Причиной проблемы с тягой двигателя оказалась пробитая свеча зажигания, на которую я первое время даже не подумал, а сначала грешил на постепенное образование и рост льдинки в воздухозаборнике непосредственно перед карбюратором. За все время испытаний у меня один раз уже образовывалась довольно большая льдинка, но в этот раз ее там не оказалось и все было чисто. Пришлось попробовать заменить свечу на другую, заведомо рабочую. Заодно подтянул приводной ремень редуктора еще на одно звено цепочки, который я непосредственно перед съемкой специально ослабил, чтобы меньше уставала рука. Ну и до кучи и по уже назревшей необходимости заменил масло в двигателе. Для двигателя я давно уже использую универсальное полусинтетическое масло ZIC 10W-40 SL - залил его и в этот раз. Как вывод: необходимо в ближайшее время купить хороший ремень с дополнительным армированием, качественную запасную свечу зажигания и заменить звездочку 28 зубьев на 32-36, чтобы увеличить скорость моего снегохода на средних оборотах двигателя до 12/25 км/ч на 1/2 передаче соответственно. Ну а теперь все опять стало замечательно:

Ключевые тесты моего самодельного рыбомобиля:

Этот раздел страницы я полностью отдаю под самые важные ключевые тесты моего самодельного снегохода, чтобы можно было полностью оценить все его возможности и недостатки. Выезжать в серьезные поездки, тем более в плохую погоду или в неизвестную местность, и при этом не знать всех характеристик техники было бы опрометчиво. И этот раздел будет заключительным, в который я буду добавлять все самое интересное видео. В планах провести следующие тесты (если их еще нет, то значит, что они скоро будут): проходимость снегохода по глубокому рыхлому и по тяжелому сырому снегу, определение максимальной скорости, грузоподъемность, устойчивость, преодоление подъемов и спусков, расход топлива на первой и второй передаче в разных вариантах загрузки, плавучесть и многое другое.

Проходимость по каше из снега и воды

В последний день зимы 19/20 решил провести небольшой тест на проходимость по сырому снегу. Планировал все-таки покататься еще немного и даже съездить на полноценную рыбалку, но встав утром 29 февраля я понял, что возможно это уже последний день в этом сезоне. Зато есть очень хорошая возможность погонять технику по снежной каше вперемешку с водой. Тем более для тех, кто в комментариях мне достаточно часто высказывает свои сомнения в возможности передвижения моего караката даже по легкому снежку, это будет хорошим доказательством. Температура на улице +6, кругом текут ручьи, снег сильно осел и потяжелел, но толщина его покрова местами до сих пор составляет 30-40 сантиметров. Думаю, что для двигателя мощностью 6 л.с. все получилось вполне прилично.

Раздел ожидает обновления.

Я в сети:

Подписывайтесь на мои обновления, если эта тема самодельной техники для зимней рыбалки вам интересна. Скоро подготовлю серьезное видео общих испытаний: подъемы и сугробы, максимальная загрузка, определение минимального расхода топлива по мернику и прочие издевательства. А также постараюсь заснять самый главный процесс, ради которого этот самодельный снегоход мной и был сделан - поездка на рыбалку!


Смотрите другие части:

Самодельный снегоходСамодельный снегоход для зимней рыбалки из мотоблока

История о том, как я делал самодельную мотособаку для зимней рыбалки из мотоблока. Все этапы изготовления: колесные диски, бандаж, установка мотоблока на колеса низкого давления, прицепная тележка, испытания, первый тестовый выезд на лед и первая зимняя рыбалка на новом снегоходе.

Кузов снегоходаОдноместный и одноколесный кузов снегохода из мотоблока

Самодельная сварная рама для одноколесного кузова одноместного снегохода для поездок на зимнюю рыбалку. Элементы конструкции: несущая рама и узел крепления к мотоблоку - фаркоп, задняя спинка с креплением колеса и вилка с амортизаторами.