Предыдущая страница НазадВойти Авторизация

Самодельный снегоход для зимней рыбалки из мотоблока

История о том, как я делал самодельную мотособаку для зимней рыбалки из мотоблока. Все этапы изготовления: колесные диски, бандаж, установка мотоблока на колеса низкого давления, прицепная тележка, испытания, первый тестовый выезд на лед и первая зимняя рыбалка на новом снегоходе.

У меня есть не совсем новый, но в очень приличном состоянии мотоблок с двигателем Subaru EX17 мощностью 6 л.с. Стоит отметить, что расход топлива у этого мотоблока, а вернее у этого двигателя, совсем небольшой. На весь сезон полевых работ мне хватает двух полных заправок. Также мы вдвоем с моей родной племянницей в прошлую осень ездили на этом мотоблоке с прицепом в лес за грибами и, я точно знаю, что мы проехали на нем около 40 километров в обе стороны, так как это расстояние известно по одометру автомобиля. На весь путь у нас ушло чуть более двух часов и ровно полный бак бензина объемом 2,5 литра. Расход топлива оказался совсем небольшим, а скорость даже очень приличной - более 15 км в час на второй передаче редуктора. Незаменимая вещь на селе!

Так почему же мне не попробовать сделать из него снегоход для зимней рыбалки? Раньше мы часто с моим, к сожалению сейчас покойным отцом ездили на рыбалку по льду за Волжские острова на самодельной мотораске из мотоцикла ИЖ. Прекрасные были времена! Зимний рассвет и усталый закат, искры на снегу и мокрый снег в глаза, сто грамм в перекур и удачный улов! А дома ждет мать, затопившая баню. Эх, ностальгия! Эта мотораска у меня есть и сейчас, но она требует небольшого ремонта. Хотя ремонтировать ее, скорее всего, я уже не буду, так как у меня нет на нее ни документов, ни водительских прав. А на мотособаку, как я понимаю, ничего из вышеперечисленного вроде не требуется. Ну ведь стоит же попытаться?!

Решено, делаю. Отчеты же я буду писать здесь. Прошу только у тебя прощения, вероятный читатель, за мои грамматические и синтаксические ошибки в тексте, за отсутствие всех разделов на странице и мою непунктуальность. Все дело в том, что я не писатель, а разделы отсутствуют потому, что дело в процессе. Пунктуальность же моя страдает по уважительным причинам, коими являются работа, наличие других дел по дому, погода, иногда отсутствие материалов и, конечно же лень, которая у меня с рождения. Разделы буду добавлять по мере проделанной работы и наличию фото- и видеоматериалов. Кое что приходится снимать не в порядке работ, а по факту присутствия рядом моего режиссера и оператора в одном лице, которым является моя любимая племянница Волкова Дарья Михайловна. Какие этапы сейчас в работе и что уже было сделано, смотрите ниже.

Все этапы изготовления снегохода и испытания:

Ведущие колесаСамодельные ведущие колеса низкого давления под мотоблок

Самодельные ведущие колеса низкого давления для снегохода из мотоблока. Изготовление прочного диска колеса и бандажа из транспортерной ленты под камеру без покрышки от грузового авто с грунтозацепами под нагрузку 150 кг и плавучестью до оси.

Заднее колесоЗаднее несущее колесо снегохода под большую нагрузку

Изготовление заднего несущего колеса снегохода для зимней рыбалки из камеры от самолета ИЛ-76 под весовую нагрузку до 200 кг: диск с валом на подшипниках, бандаж камеры колеса и тормозной барабан.

Установка колесУстановка мотоблока на зимние колеса низкого давления

Установка мотоблока на зимние колеса низкого давления: самодельные удлинители с фланцами для вала редуктора, монтаж колес и первые тестовые испытания силового агрегата снегохода. Пуск мотоблока на морозе ручным стартером.

Кузов снегоходаОдноместный и одноколесный кузов снегохода из мотоблока

Самодельная сварная рама для одноколесного кузова одноместного снегохода для поездок на зимнюю рыбалку. Элементы конструкции: несущая рама и узел крепления к мотоблоку - фаркоп, задняя спинка с креплением колеса и вилка с амортизаторами.

Тест-драйвТест-драйв самодельного снегохода

В данном разделе собраны все видео испытаний и пробных заездов самодельного снегохода на базе обычного мотоблока в процессе его изготовления для подтверждения рассчетных характеристик или же выявления недостатков и ошибок.

Подписывайтесь на мои каналы и паблики:

Что делаю и что уже сделано:

24 апреля 2020: Жду окончания межсезонья. В планах на май-сентябрь в свободное от полевых и хозяйственных работ время: поиск и замена ведущей звездочки на вал мотоблока с 28 до 32-36 для увеличения скорости, грунтовка мталлоконструкций, проводка, разъемы, освещение, блок управления электрической частью, обшивка, подножки, сидушка и спинка. Что успею - то и успею. Скоро буду снимать мотоблок для полевых работ, попробую заснять процесс на видео и фото моего рыбомобиля без силового агрегата.

26 февраля 2020: К этому времени успел переобуть последнее колесо в шубу и теперь за камеры можно быть более спокойным. Получилось все достаточно быстро и даже не снимая колеса со ступицы: поддомкратил, открепил ремни с внешней стороны колеса, подспустил камеру, снял ее с диска руками, обул в шубу и вернул все на место в обратном порядке - итого не более часа. Накачал все свои запасные камеры и провел их ревизию, которых осталось 6 штук - ровно на две полные замены. Надеюсь, что мне их хватит лет на десять вместе с теми, что уже стоят на снегоходе. Решил разведать полевую дорогу до другого потенциального места рыбалки - Старомайнский залив реки Волга, место у разрушенного моста через речку Майна. Сумел проехать в том направлении около 7-8 километров из 12, но из-за начавшейся метели решил вернуться обратно, причем сделал это не совсем вовремя, но зато уже побывал в «боевых» условиях. Пробег моего самодельного караката уже перевалил далеко за 200 километров, а если ориентироваться на расход, то проехал я на нем уже около 250 км. Добавил пару новых видео в раздел тест-драйв.

21 февраля 2020: Зима подходит к завершению - осталась всего неделя. Вчера сделал передний узел крепления мотоблока, совмещенный с натяжителем цепи. Теперь натягивать цепь с вала мотоблока на промежуточный вал стало быстро и очень удобно. Сделал тестовый заезд на 10 км до трассы почти на пустом баке и на пустом же баке приехал. Опять подтверждается очень низкий расход топлива. Обнаружилась сравнительно накатанная дорога полями в обход автомобильных прямо до берега Волги. К вечеру разведал ее и побывал на берегу с выездом на лед. Красотища! Видел свою цель - остров, но дальше берега не поехал. 20 км туда и обратно - опять расход значительно меньше литра, хотя пришлось ехать по узким бурановским следам и было много спусков и затяжных подъемов, особенно при проезде под автомобильным мостом. Сегодня переодел одно переднее колесо в шубу прямо на ступице, поддомкратив одну сторону. Завтра переобую последнее и буду готовиться к рыбалке. Решил все-таки съездить хоть один раз в эту зиму и пусть будет, что будет! На днях как раз ожидаются небольшие морозы до -7 градусов. Надеюсь, что не последние.

14 февраля 2020: Обкатываю свою самоделку на предмет обнаружения скрытых дефектов и недостатков. Пока всем только доволен и ничего еще не сломалось, хотя накатал уже больше сотни километров. Очень низкий расход - около 20 км на 1 литр бензина, приличная проходимость и достаточная мощность двигателя. Осталось доделать из важного: передний узел крепления мотоблока к разгрузке валов и устройство натяжения цепи. Хотя еще надо бы для увеличения скорости заменить одну звездочку на расчетную вместо той, что удалось купить. Да и ручное управление ремнями редуктора желательно переделать на педали. Но это уже текучка, как и все дополнительные удобства, которыми занимаюсь по настроению. Собрал, определил место и установил на него щелочной аккумулятор, смонтировал клаксон, готовлю проводку. На днях поеду за мелочевкой: лампочки, запасные ремни и свечи, электроды. А может возьму и рвану на рыбалку :)

5 февраля 2020: Буду считать эту дату как ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ моего самодельного снегохода на базе мотоблока в этой окончательной концепции, которую радикально уже менять не буду. Впереди будут только работы по доработке и улучшению эксплуатационных качеств: светотехника и электрика, брызговики и ветровое стекло, подножки и педальное управление, сидушка и спинка, грунтовка и окраска металлических конструкций, обшивка кузова легким материалом и т.д. Кататься на нем я начал уже вчера и накатал уже около 15 км. В бак было залито всего 1,5 литра бензина и осталась еще половина. Таким образом расход топлива уже сейчас меня очень радует - примерно 1 литр на 15 километров, но этот параметр я все-таки потом перепроверю более точно. Хочется отметить, что снегоход вполне легко и даже на второй скорости редуктора везет двух человек. Готовлю видео- и фотоматериалы, скоро буду массово добавлять поэтапные статьи и выкладывать ролики с испытаниями в различных условиях. Подписывайтесь на мои обновления.

29 января 2020: Конструкция самодельного снегохода из мотоблока претерпела глобальные изменения: из-за отсутствия запасных камер на передние колеса пришлось изготовить заново два самодельных колеса на камерах большего диаметра от самолета ИЛ-76 (такой же диаметр 1,15 м, как заднее одиночное колесо), которые у меня есть в запасе. Поэтому решил отказаться от прямой посадки колес на мотоблок и изготовить разгрузку редуктора с промежуточным валом, понижением передачи, дифференциалом и полуосями. Разгрузка уже почти готова, но травма глаза отодвинула сроки испытаний примерно на неделю. Добавил видео по проделанной работе в тест-драйв.

15 ноября 2019: Возобновляю работы! Что было сделано до этого времени: собран каркас рамы, спинка и задняя вилка с колесом, узел крепления кузова к мотоблоку. Все собрано в одно целое, опробовано и обкатано. Приспособил передние стойки с пружинами от ВАЗ-2171 Приора в качестве амортизаторов заднего колеса. Что предстоит сделать в первое время сейчас: расширить немного колею колес, перевести управление передним и задним ходом с ручек на педали, сделать подножки, установить светотехнику и немного обшить каркас, чтобы можно было выехать на рыбалку.

5 марта 2019: Сейчас в основном идут только сварочные работы, из-за которых я потерял практически два дня, так как сварочный аппарат перестал нормально варить. На каждый шов уходит по 30-40 минут вместо обычных пяти: приварил кое-как - срезал, приварил тяп-ляп - отрезал, приварил более-менее - зачистил и оставил скрепя сердце. Отрезные диски, которые есть в наличии, тоже черт знает что - совсем не режут металл, а только скользят. Вчера почти полностью закончил сцепное поворотное устройство и временно соединил им основную раму с мотоблоком, но его также надо проваривать. Сегодня буду в основном заниматься раскроем металла и попытаюсь сделать как-можно больше заготовок, чтобы потом все это уже было под рукой. Начну соединять заднюю спинку кузова к несущей раме на 8-ми болтах - узел очень сложный в плане трудоемкости и требует повышенной точности. P.S. Начали заканчиваться целые руки, а вернее - пальцы на руках.

1 марта 2019: Весна… В отведенный мной же срок до конца зимы я не уложился, печалька. Продолжаю работать, но осталось достаточно много мелочей - то там малость доделать, то тут что-то приделать. Хватаюсь за все подряд конструкционные элементы рамы, что попадаются под руку и ожидают сопутствующий инструмент в моих руках: вилка, задняя спинка, торпеда, фаркоп. Второй день очень сильно мешает погода в виде непрерывной метели. Пока не буду устанавливать амортизаторы, так как имеющаяся в наличии мотоциклетная вилка находится в непригодном состоянии и я временно заменю их жесткими вставками. Про всякие вкусности в виде фар, обшивки, ящичков и прочего я даже не говорю, ибо это и не планировалось на этот сезон. Переношу срок окончания работ на 7 марта.

25 февраля 2019: Заднее колесо полностью готово, частично сделана его вилка. Продумываю и готовлю материал для шарнира сочленения рамы прицепа с мотоблоком. Не хватает квадратного профиля на саму раму - надо ехать и докупать. Что-то придется решать с задними амортизаторами: попробую восстановить заржавелые или временно поставлю жесткие стойки. До конца февраля, вероятно, я уже не успеваю. Бяда…

20 февраля 2019: Вчера поставил мотоблок на колеса и сделал первую выкатку: передок - огонь! Мог бы и раньше, но нас тут 18 числа бураном занесло, откапывался половину дня. Тянет на первой скорости даже на холостых оборотах, что почти не удержать. Максимальную скорость еще не определял, но думаю что на первой будет около 15-17 км/ч, а на второй - за 30. Форсирую заднее колесо и вилку, начинаю делать раму прицепа.

17 февраля 2019: Нервничаю: время очень сильно поджимает и на дворе уже оттепели. Заканчиваю делать переходники-удлинители для колес на мотоблок, возможно сегодня же успею их на него поставить. Надо начинать откапывать ворота от снега и делать проезд. Параллельно доделываю заднее колесо и начинаю делать вилку для него.

12 февраля 2019: Наконец-то расточили вал заднего колеса под новые размеры! Собрал и купил почти все, что мне потребуется: запасные ремни и свечи на мотоблок, подшипники и болты, листовой и профильный металл различной толщины. Сейчас в работе: полуоси-удлинители на передние колеса, диск, бандаж и вилка заднего колеса. На днях поставлю мотоблок на колеса и проведу тестовые ходовые испытания.

10 февраля 2019: Уже пошел второй месяц, как я начал делать свой снегоход. Работы очень много, но она понемногу идет, скоро добавлю обновления в разделах. Собираю материал и детали для рамы и задней вилки. Жду расточки вала для заднего колеса и удлинители колеи мотоблока для установки передних колес.

31 января 2019: Завтра февраль… Решил окончательно делать заднее колесо по первому варианту. Сегодня занимался только им - накачал камеру, сделал продольный ремень бандажа, подготовил боковые блины и сделал все замеры. Теперь можно каждый день понемногу готовить остальное: поперечные ремни, ложементы, болты и так далее. Сейчас дополню раздел по заднему колесу и добавлю в него немного новых фото.

30 января 2019: Доделываю второе переднее колесо. Собираюсь начать делать заднее и уже сегодня добавил по нему новый раздел. Возникли некоторые вопросы по вариантам его исполнения. В раздумьях что делать с переходниками-удлинителями на передние колеса к мотоблоку: магазинные, что я хотел купить и доработать, не совсем подходят - у них нет паза для шпонки. Зато скоро бесплатно разживусь тонкостенным профилем и, возможно, обрезками дюралюминия.

25 января 2019: Думаю, что тогда уже было полностью готово первое переднее колесо, в любом случае и второе колесо должно быть в процессе - его я делаю с небольшим отставанием от первого. Сейчас посмотрю точную дату по метаданным отснятых фотографий. Посмотрел, завтра колесо будет готово.

20 января 2019: К этому времени уже были сделаны диски для передних колес, которые будут устанавливаться на мотоблок. Появилось такое ощущение, что я все-равно не успею до конца февраля, то есть до конца глухозимья, когда рыба очень плохо клюет, особенно судак с бершом.

15 января 2019: К этому времени еще ничего не было сделано, но уже было многое что найдено, померено, отрезано, добыто, выклянчено, украдено и взято в долг. Появилось ясное представление о том, что я хочу в итоге сделать и из чего.

10 января 2019: Я точно не уверен, что эта дата является началом работ, так как уже не помню, но примерно в это время я начал откапывать сарай от снега, чтобы получить доступ к своим стратегическим «запасам» материалов и узлов различной техники. Буду считать это началом работ. Естественно, начинать надо было еще осенью.

Расходы на материалы и запчасти:

  • Болты, винты, гайки, шайбы, саморезы: 2659
  • Ремонт болгарки, замена подшипника 6203 2RS: 50
  • Ремонт камеры 12.00-18 [вулканизация]: 100
  • Ремень А1213 переднего хода мотоблока, 3 шт: 470
  • Свеча зажигания Д213Г, 1 шт: 120
  • Подшипник заднего колеса 6203 2RS, 2 шт: 180
  • Подшипник промежуточного вала 6304 2RS, 2 шт: 220
  • Подшипник дифференциала 6207 2RS, 2 шт: 400
  • Подшипник полуосей 6306 2RS, 2 шт: 600
  • Звезда ведомая 520-42 (ИЖ) на дифференциал: 900
  • Звезда ведущая 520-15 (ИЖ) на промежуточный вал: 100
  • Звезда ведущая 520-28 (самодельная) на вал мотоблока: 300
  • Замок цепи 520 (ИЖ), 2 шт: 100
  • Прокладки паронитовые, 5 шт: 50
  • Колпачки для камер, 10 шт: 30
  • Расточка вала заднего колеса на станке: 300
  • Расточка корпуса подшипника на станке: 150
  • Труба профильная 50*25*1,5, 6 п.м. с доставкой: 680
  • Сгон 3/4 + муфта + контрогайка, 2 компл: 124
  • Отрезные диски по металлу: 374
  • Электроды «Арсенал» 3 мм, 8 кг: 1242
  • Сверло 4 мм по металлу, 2 шт: 32
  • Газ в баллончике: 65
  • Прочее [нб|хп|ик|ма]: 54+160+450+200

Итого: 10110 р.